Повесть о псковском взятии

Повесть о псковском взятии
Повесть о псковском взятии – рассказ о событиях 1510 г., когда в процессе централизации русских земель Псков потерял свою былую самостоятельность и подчинился власти великого князя московского; было упразднено вече, снят и увезен в Москву вечевой колокол, символ былой воли и независимости, из города были выселены 300 семей, князь Василий III назначил в Псков своих наместников и дьяков. П. дошла до нас в двух основных независимых друг от друга редакциях – московской и псковской. События 1510 г. по-разному воспринимались современниками. Автор или редактор летописной статьи 1510 г. в Летописи Псковской III (считают, что им мог быть Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря) с гневом пишет о коварстве Василия III и его нововведениях в Пскове, сравнивает московского князя с антихристом. Неизвестный автор П., которая читается в составе ПIЛ, придерживался иных взглядов. Никаких сведений о нем не сохранилось, но ясно, что он был псковичем, очевидцем событий. Его рассказ отличается обстоятельностью, простотой, искренностью тона. П. очень лирична, все события освещены сложными и противоречивыми авторскими эмоциями. Автор сожалеет о былой воле Пскова и не может без скорби, слез и грусти писать о конце «славы псковской». Однако его нельзя считать яростным противником московской власти, он осознает закономерность присоединения Пскова к Москве, считает Псков старинной вотчиной великих князей и вспоминает о том, что псковичи издавна клялись великим князьям следовать их воле. Он видит и вину самих псковичей и упрекает их в том, что они предались «злым и лихим поклепам и у вечьи кричанию», «а не ведуще глава, что язык глаголеть, не умеющу своего дому строити, а градом наряжати». Но и к новой княжеской власти автор относится весьма критически, хотя не обвиняет самого Василия Ивановича, считая, что в «неправде московской» повинны в основном наместники великого князя: «И у намесников и у их тиунов и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо и кривда начаша в них ходити, и быша немилостивы до пскович, а псковичи бедныя не ведаша правды московския». Автор П. обнаруживает знание многих произведений древнерусской литературы, он органично вплетает в свое повествование мотивы и образы из Библии, проповедей Серапиона Владимирского, Девгениева деяния. В самых драматических эпизодах (арест псковских послов в Новгороде, вече, на котором дьяк Третьяк Долматов излагает требования великого князя, снятие вечевого колокола, выселение псковичей) его рассказ исполнен истинного лиризма и вдохновения, особо нужно выделить плач Пскова о своей былой славе: «О славнейший во градех великий Пскове, почто бо сетуеши, почто бо плачеши? И отвеща град Псков: како ми не сетовати, како ми не плакати? Прилетел на мене многокрыльный орел, исполнь крыле нохтей, и взя от мене кедра древа ливанова, попустившу богу за грехи наша, и землю нашу пусту сотвориша, и град нашь разорися, и люди наши плениша...». Московская П. написана неизвестным автором в 10-е гг. XVI в., сохранилось несколько списков П., старший из них датируется кон. 20-х – нач. 30-х гг. XVI в. (БАН, Арханг. собр., Д. 193). Московская П. лишена того лиризма, который свойствен псковскому произведению, стиль московского автора суховат, деловит, объективен. Как считает Н. Н. Масленникова, московская П. основывается на документальных материалах, по всей видимости, автору были известны записанные жалобы князя Репни-Оболенского на псковичей и псковичей на князя, грамоты и речи псковских послов, ответы и обращения к псковичам великого князя. При изложении речей, грамот автор использует прямую речь, усиливая впечатление предельной объективности и правдивости. Событийная основа московской П. сходна с псковской, однако трактовка событий совершенно иная. В изображении псковича поступки и решения великого князя; выглядят иногда не очень благородно, не случайно псковский автор, описывая возвращение псковских послов из Новгорода, замечает: «князь великий дар их честно принял, а сердечныя никто же весть, что князь великий здумал на свою отчину». В московской П. события изображаются таким образом, что решения, речи, действия великого князя кажутся единственно возможными и целесообразными в данной ситуации. Иначе изображены и псковичи. Как справедливо отмечает Н. Н. Масленникова, московская П. свидетельствует о том, что в Пскове не было единства: «...тогда в Пскове быша мятежи, и обиды, и насилие велико черным и мелким людем от посадников псковских и бояр», московский автор прямо говорит о междоусобных бранях, в то время как псковский автор сглаживает, затеняет противоречия внутри псковского веча, между посадниками, между черными людьми и посадниками, боярами. Картина социально-политических противоречий изображена московским автором, человеком со стороны, более объективно. Существенным образом отличается реакция псковичей на происходящее, московский автор ни разу не упоминает о чувствах и настроениях псковичей, все решения и приказания великого князя они принимают как должное, не выражая никаких эмоций, самые острые моменты для псковичей – речь на вече дьяка, снятие вечевого колокола – он описывает очень кратко. П. московской и псковской редакций отразилась в русском летописании XVI–XVII вв., история ее в летописных сводах, их дополнительные источники, характер редакторской правки не изучены с достаточной полнотой. Следует особо отметить П. в составе Бальзеровского и Горюшкинского списков Летописи Софийской I, она сходна с псковской П., но более категорична в отрицательных оценках деятельности псковской администрации и нового политического устройства в Пскове. В сопоставлении с другими редакциями не изучен своеобразный текст П. по списку ГПНТБ СО АН СССР, собр. Тихомирова, № 373. Изд.: ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 282–287; Псковские летописи / Пригот, к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 92–97; Вып. 2 (под ред. А. Н. Насонова). М., 1955. С. 253–259, 293–299, 300–301; Масленникова Н. И. Присоединение Пскова к русскому централизованному государству. Л., 1955. С. 185–194; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 176–179; ПЛДР. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984. С. 364–375. Лит.: Костомаров Н. И. Северно-русские народоправства. СПб., 1863; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873; Герасимова В. И. Присоединение Пскова к Московскому централизованному государству // Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. Герцена. 1948. Т. 78; История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 2. С. 401–406; Кукушкина М. В. Новый список Повести о псковском взятии // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 463–476.
В. И. Охотникова

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Повесть о псковском взятии" в других словарях:

  • "ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ" — ист. повесть 16 в., рассказывающая о присоединении Пскова к Рус. централизованному гос ву в 1510. Сохранились 2 П. о П. в. , написанные современниками, а возможно и участниками этих событий. Одна повесть была написана псковичом и дошла до нас в… …   Советская историческая энциклопедия

  • ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ — историческая повесть XVI в., рассказывающая о присоединении Пскова к Русскому централизованному государству в 1510. Сохранились две «Повести о Псковском взятии», написанные современниками, а возможно и участниками этих событий. Одна повесть была… …   Русская история

  • Летописи Псковские — – летописи XV–XVII вв., связанные единством происхождения, но представляющие собой несколько самостоятельных памятников. Уже издатели Л. П. в ПСРЛ в 1848–1851 гг. выделили две летописи под этим наименованием – Псковскую первую летопись (Архивский …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Псковские летописи — Псковская летопись. ПСРЛ Т.5 Псковские летописи  летописные своды XIV XVII вв., содержащие обширный материал по истории Псковской земли, Новгорода, Ба …   Википедия

  • Серапион, епископ Владимирский — Серапион (ум. 1275) – епископ Владимирский, проповедник и писатель. Сведения о жизни и деятельности С. крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 г. говорится: «Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приводе с… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • История Пскова — Псковский Кром …   Википедия

  • Слово в древнерусской литературе — наиболее употребительное заглавие сочинений, иногда заменяемое другими: Сказание, Повесть, Поучение. Иногда С. опускается в заглавии, но подразумевается; напр., Об Антихристе, О письменех и т. п. Словами назывались в древней русской литературе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Слово (жанр) — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века (требуется перевод в современные единицы измерения). Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»